Перевозки на север

Наша страна занимает лидирующие позиции в мире по добыче углеводородов и полезных ископаемых. Всем известно, что основная доля их запасов сосредоточена на Севере РФ и в настоящее время активно извлекается. Крупные добывающие корпорации стремительно развивают инфраструктуру добычи и транспорта полезных ископаемых.

В этот процесс вовлечены сотни тысяч людей, которые образуют города и населенные пункты в отдаленных, труднодоступных регионах РФ. Для строительства новых объектов добычи, а также эксплуатации и обслуживания действующих возникает потребность доставки на месторождения различного рода материалов, оборудования, техники и людей.

Где это находится?

Наиболее заселенными регионами считаются Ямало-ненецкий АО, Ненецкий АО, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край. В связи с необходимостью снабжать людей, проживающих в труднодоступных регионах, всем необходимым для проживания, а также с целью обслуживания и строительства объектов добычи, перевозки на Север не прекращаются круглый год.

Как Вы, наверное, поняли автомобильных дорог там практически нет, прямых авиа и ж/д сообщений тоже нет. Поэтому перевозки требуют индивидуальной проработки и тщательной организации. Практически в 100 % случаях, перевозки смешанные, как их принято называть - мультимодальные

Почему нельзя доставить груз «напрямую»?

Основной период доставки в Северные регионы начинается в декабре и заканчивается в мае. Основная часть грузов доставляется автотранспортом в период «зимников», оставшаяся часть вертолетами и баржами. Для транспортировки требуется специализированный транспорт высокой проходимости (по-простому - «вездеход»), а вертолетные базы и маршруты имеют недостаточно разветвленную инфраструктуру. В любом случае, чтобы доставить груз, необходимо его где-то перегружать.

Что же такое «зимники»?

Откуда они берутся и почему так сложно по ним передвигаться? Дело в том, что определенной карты этих дорог нет! Они могут появляться или закрываться исходя из потребностей в доставке грузов на тот или иной объект. Тут нужно знать специфику и постоянно их мониторить. Существуют и правила пользования, так например вводятся ограничения по массе автопоездов и скорости движения.

Строят их несколькими способами и каждый из них по-своему уникален. Это может быть обыкновенная колея, по которой движется вездеходы, постепенно утрамбовывая покрытие или же полноценная дорога, выровненная и подготовленная специализированной техникой. Такие дороги регулярно обслуживаются и содержатся в надлежащем состоянии.

Крупные добывающие компании строят «зимники» для собственных нужд. Так например компания, входящая в структуру НК «Роснефть» - «Ванкорнефть», для доставки грузов на месторождения в ЯНАО строит сотни километров таких дорог. К сожалению, движение по ним доступно не всем, а для того, чтобы попасть на эти дороги, необходимо получить специальное разрешение.

Какая техника подойдет?

Существуют различные варианты организации грузоперевозок. Для этого можно использовать и автотранспорт, и железнодорожный, и речной, и авиатранспорт. Разница как Вы понимаете не только в стоимости, но и в сроках доставки. Для перевозки по Зимнику используют только «вездеходы», т.к. обычные шоссейные машины часто застревают и без посторонней помощи им не проехать. «Вездеходы» же имеют повышенную проходимость не только за счет большего клиренса, но и наличия ряда конструктивных особенностей. Например, некоторые прицепы таких машин оборудованы гидравлическими редукторами, что позволяет увеличить количество ведущих мостов.

Напоследок

В галерее приведены некоторые фотографии перевозок «удачных» и «не совсем». Транспортировка на Север процесс очень сложный и требует тщательной проработки маршрута и опыта. Так что, если Вам кто-то скажет: «Это легко!» - не верьте.